С конца сентября в Санкт-Петербурге проходил VII конгресс фантастов России "Странник". В ходе конгресса Георгию Данелии присудили премию "Легенда фантастического кинематографа" за обожаемый народом фильм "Кин-дза-дза".
Советское искусство всегда было искусством подтекста – имеются в виду, конечно, работы авторов, старавшихся не поступиться совестью. В этом смысле кинематограф являлся самой лучшей площадкой демонстрации работы асов подтекста. Мастерство кинематографиста оценивалось по тому, насколько искусно он умудрялся выказать свое негативное отношение к существующей власти, избегая откровенной фронды. (Настоящие диссиденты от кино: Тарковский, Климов, Герман, Калик и другие – проходили "по другому ведомству"). В картинах же мастеров массового кино грамотный зритель всегда умел оценить красивую метафору, умелое обобщение, изящную алегорию.
Фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза» вышел на экраны давно. Но и теперь, спустя столько лет, он остается твердым орешком для критики и тайной за семью печатями для зрителей. Кристально ясный по своей идее, в общественном мнении он заслужил славу «туманной фантастики». В фильме, однако, нет никакой фантастики. Просто зрители в большинстве своем не поняли фильма. В чем причина этого непонимания и где искать разгадку тех событий, которые происходят с героями киноленты?