При упоминании режиссера Георгия Данелия многие вспоминают киноленту "Слезы капали" (1982), культовую фантастическую комедию "Кин-дза-дза" (1986) или лирическую трагикомедию "Паспорт" (1990). Популярность этих лент с годами не только не утихает, но и продолжает неуклонно расти. Сегодня кинорежиссер Георгий Данелия – гость «Правды.ру».
- Георгий Николаевич, на волне популярности вы пересняли один из фильмов, сделав его мультипликационным. Его название удлинилось - "Кин-дза-дза-дза". Как пришла идея «мультяшки»?
- Пришла она… от продюсеров. Лет пять назад американская фирма предложила мне заново отснять "Кин-дза-дзу" или продать ее сюжет. Представитель фирмы ответил, что сюжет картины до сих пор очень популярен и вполне может принести новый успех. Но когда я стал обдумывать предложение, то решил, что заново отснять не могу, так как нет в живых многих актеров. Продать сюжет - не позволила совесть. Так и возникла идея отснять мультяшный вариант.
- Как считаете, он получился?
- Об этом судить не мне: вам, прессе, и зрителям. Хотя наличие одновременно трехмерных и «плоскостных» героев, безусловно, привлечет широкие зрительские массы.
- А вообще фильм тяжело дался?
-Да. Потому, что сейчас приходится отстаивать свой формат. Сейчас практически все фильмы снимаются «на цифру», а пленки не стало: идет борьба! «Плёночники» стараются сохранить свои позиции, хотя в основном уже все перешли «на цифру». Человечество стремится облегчить себе жизнь. С одной стороны – это верно.
- А с другой?
- Сейчас - время тотальной агрессии. Я – ярый противник жестокости и пропаганды насилия на экране. Работают со мной одаренные молодые люди, которые обладают «пронзительным талантом», владеют современными методами съемки, только иногда мне кажется, что нам не хватает под ногами почвы, твердой и уверенной...
- Музыка из нового, мультяшного "Кин-дза-дза-дзы" сильно отличается от прежней. Почему?
- Время другое. И потом - музыка, которая пишется для фильма, просто обязана быть оригинальной. Когда мы работали над старым фильмом, тоже далеко не все поняли, что за музыку я в него вмонтировал: это была народная песня чукчей.
- А многим и сейчас непонятны ваши прежние чисто технические моменты.
- Ну это происходило при помощи ракеты, которая в простонародии называлась "рыжая". Спецэффектов-то тогда не было! Это сейчас очень легко на компьютере все смоделировать: и полетит всё куда угодно, и откуда угодно… А тогда надо было как-то выкручиваться!
И тогда мы обратились в серьезные инстанции, к отечественным ракетостроителям и авиаторам, к Туполеву, например, где нам «подкинули» инженеров, они-то и отработали модели радиоуправляемых ракет. Цель у нас была четкая: чтобы ракета вылетала из-под земли. А для того, чтобы мечта стала осуществимой, ракета, как оказалось, должна была быть метра три в диаметре.
Пришлось вырыть большую яму, куда домкратом и впихнули радиоуправляемую ракету. И несмотря на то, что заряды для ракет испытывались, ничего у нас не получилось. Как только мы включили кнопку зажигания - ракета разорвалась на мелкие кусочки. Слава богу, что съемочная группа далеко была…
Тогда мы сделали раму деревянную, натянули на нее гальку, на гальку насыпали песок. Нужную плоскость мы подогнали под стул таким образом, чтобы все сливалось: к куску трубы купили два заряда, приварили ушки и натянули струну 50-метровую. Когда была дана команда, из-под стола вытолкнули камеру рукой. Потом направили запись на камеру, я подошел, спичкой зажег сопла и отбежал.
Затем мы опять включили запись на видеокамеру, а ракете-то деваться некуда: она по струне летит. Виляя, но полетела. Все, конечно же, расстроились по поводу того, что ракета «хвостом виляла», но потом мы осознали: это же прекрасно! Только наша ракета может хвостом вилять!
-Оценили вашу находку?
-А как же. Когда фильм был готов, один американский режиссер сказал мне: "Я посмотрел картину: неплохие спецэффекты, у нас они очень дорогие, не в пример вашим, а не могли бы ли вы взяться сделать для нашего фильма спецэффекты? Я говорю: "какие спецэффекты?", а мне отвечают: "у Вас такой пепелац тяжелый, он летает". Я отвечаю: «Это никакой не спецэффект: нам военные дали две такие специальные таблетки, мы подложили их, и эта штука полетела"…
- Расскажите о своем видении перспектив развития нашего отечественного кино.
- Отличить одно кино от другого (наше от американского) очень трудно, практически невозможно. Так устроен рынок: кинотеатры показывают то, что окупится, что им выгодно. Телевидение - то, что им выгодно. Вот я зауважал Николя Саркози, который отменил все рекламные паузы на государственных ТВ-каналах - несмотря на то, что это вызвало бурю протеста. Ведь телевидение зарабатывает рекламой.
- А какой ТВ канал у вас любимый?
- "Культура". Но он все охватить не может: кино, музыку, литературу, театр, памятники архитектуры. Если наши телеканалы не будут заботиться только о о личном заработке, как заботятся сейчас, то мы, наверное, сможем увидеть что-то более интересное, яркое, лучше того, что они показывают на сегодняшний день.
- Как вы лично подбираете актеров?
- Советуюсь с людьми. Хотя для этого есть профессия: ассистент режиссера по актерам. Эта профессия нужна потому, что режиссер не может посетить все театры Москвы, просмотреть работу актеров, найти лучшего. В наше время их нужно было искать по всему Советскому Союзу.
- А как раньше выбирали? Исходя из чего?
- Чутьем выбирал. Приведу пример. Когда мы снимали "Осенний марафон", у нас не было главного героя. И вот ассистентка, Лена Судакова, говорит: "Надо пригласить Басилашвили". Я его видел только в фильме у Рязанова - роль эдакого самоуверенного типа. Подумал: нет, не годится.
Приезжаем в Ленинград, Леночка привозит к нам Басилашвили. Пришел Олег Валерьянович:"Здравствуйте", - сказал он и сел так фамильярно, что я ахнул: ну совсем, думаю, не похож на Бузыкина! Скорее он был похож на того, с кем Бузыкин не хотел здороваться, его полный антипод. Сели в его машину, а с заднего вида я вижу: какой-то совсем он другой, неуверенно улицу переходит, походка у него «бузыкинская»…Вечером была проба: с Нееловой. И мне стало понятно, что именно он – Бузыкин! И никакого другого быть не может.
- Как приняла публика "Кин-дза-дзу", вышедшую на экраны?
- Мы боялись, что публика не примет эзопов язык: вспомните, в какие времена мы жили. В Доме кино – там был полный провал. И это несмотря на то, что нас все поздравляли, но мы-то чувствовали: что-то не то.
Изначально фильм понравился лишь академику Лихачеву и известному итальянскому сценаристу. Но в какой-то момент произошел перелом. И с тех пор началось. И сегодня молодежи и детям картина очень нравится. Теперь так: смотрит ее мой зять, умный образованный человек и мой внук, которому всего 5 лет. Зять что-то в этом фильме не понял, а внук ему объясняет то, что он не понял. Интересно, да?
- Были ли моменты, когда хотелось в "Кин-дза-дзе" что-то переделать?
- Знаете, у меня иногда возникает страсть все переделывать! Иногда картины, пока дойдут до финала, совершенно не похожи на то, что задумывалось.
- Почему не экранизируете произведения русской литературы?
- Когда-то я попробовал снять фильм "Хаджимурат" по Льву Толстому, но картину закрыли, классику ведь снимать сложно: чем лучше произведение, тем труднее его экранизировать. Я убежден: никогда достойно, на высоком уровне не снимут "Мастера и Маргариту". Если надо снять супер-картину – нужно заново написать толковый сценарий. Или получится вновь что-то , что уже было, что-то подобное. Как не вспомнить экранизацию "12 стульев"? Все равно победил Гайдай! Потому что именно Гайдай написал на сюжет романа эксцентрический сценарий.
- Какое игровое кино больше любите снимать? Комедию?
- Комедия - это когда режиссер обязан смешить. «Проходных» эпизодов в ней не должно быть. Все должно быть рассчитано: Чаплин каждый свой эпизод проверял. Он показывал эпизоды публике: если люди не смеялись, то он кадры переснимал. Таким же талантом обладал Гайдай. В моих фильмах, как мне кажется, тоже все было смешно, я вот только над сценариями очень долго всегда работал…
- А самый любимый киноперсонаж?
- Они меняются, но лучшим фильмом считается у критиков и друзей "Не горюй". Я тоже очень люблю его!