Меню сайта

Категории каталога
Статьи о фильме из печатных изданий [22]
Справочная информация о фильме [9]
Статьи о мультфильме "Кин-дза-дза" [9]
Психологический разбор фильма [0]
Творчество по мотивам фильма [3]

Мини-чат

Наш опрос
Будете ли вы смотреть мультфильм "Кин-дза-дза-дза"?
Всего ответов: 122

Главная » Статьи » Статьи о фильме из печатных изданий

Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции
2. Фильмы на экологическую тему эпохи «оттепели» (1956-1968) и авторитарного идеологического контроля (1969-1985)


Данный этап можно разделить на два основных периода - хрущевской «оттепели» (от середины 50-х до середины 60-х) и брежневского «застоя» (от конца 60-х до начала 80-х). Основной особенностью «оттепельного» периода было сохранение темы героической борьбы человека с природой («Поэма о море» А.Довженко и Ю.Солнцевой, «Неотправленное письмо» М.Калатозова и С.Урусевского, «49 дней» Г.Габая и др.). К концу 60-х наблюдается постепенный отход от безоговорочного одобрения варварски разрушающих экологическую среду изменений в пользу попытки анализа тех или иных экологических проблем («У озера» С.Герасимова и др.). А фильмы «Сталкер» А.Тарковского и «Прощание» Э.Климова, поставленные на рубеже 70-х – 80-х, пожалуй, впервые в истории российского кино вывели экологическую тему на уровень глубокого философского обобщения и острого драматизма.

Общий социокультурный, политический и идеологический контекст второй половины 50-х – первой половины 80-х годов ХХ века можно определить следующим образом:

-отказ от тезиса классовой борьбы внутри страны, объявление о создании единого советского народа, у которого нет политических, национальных, этнических, классовых, расовых проблем и разногласий;

-официальный отход от идеи мировой революции и повсеместной диктатуры пролетариата, провозглашение политики «мирного сосуществования социалистической и капиталистической систем» при сохранении так называемой «идеологической борьбы»;

-ликвидация массового террора государства по отношению к собственным гражданам при сохранении локальной борьбы с «инакомыслящими» (Б.Пастернак, А.Сахаров, А.Солженицын и др.);

-продолжение индустриализации (в основном тяжелой и военной промышленности), правда, меньшими темпами и без прежнего напряжения людских ресурсов, так как к началу 80-х из-за падения цен на нефть проявились кризисные тенденции в неэффективной плановой государственной экономике;

-государственная доминанта коммунистической идеологии (в обновленной, ориентированной на труды Ленина и постсталинских идеологов трактовке) при менее активной борьбе с христианской верой.

-сохранение курса на милитаризацию страны, развязывание локальных военных конфликтов (в Африке и в Азии), интервенция в Венгрии (1956), Чехословакии (1968) и Афганистане (с 1979), поддержка, в том числе военная, прокоммунистических режимов в развивающихся странах.

Перед кинематографом, затрагивающим экологическую тему, по-прежнему ставились четкие пропагандистские задачи, которые и служили основой для концепций авторов фильмов:

-показать, что на смену хищническому использованию природных ресурсов приходит политика сохранения окружающей среды, создания государственных заповедников, борьбы с браконьерами и т.д.;

-умолчать, или, по крайней мере, скрыть истинные масштабы экологических катастроф, связанных с радикальными преобразованиями природы (например, фактическое исчезновение Аральского моря);

-убедить зрителей, что экологическая программа власти является единственно верной, не подлежащей критике.

Естественно, что лучшие фильмы, в той или иной мере соприкасавшиеся с экологической темой («Солярис» и «Сталкер» А.Тарковского, «Прощание» Э.Климова) не вписывались в рамки этих установок. Однако общая масса «экологических» лент данного периода вполне адекватно отражали вышеуказанные задачи.

Жанровые спектр фильмов на экологическую тему значительно расширился: психологическая («У озера», «Белый Бим Черное ухо»), политическая («Комитет 19-ти»), историко-биографическая («Хождение за три моря») драма, фантастика («Солярис», «Акванавты», «День гнева»), философская притча («Сталкер», «Прощание»), сказка («Удивительная история, похожая на сказку») и «фильм-катастрофа» («49 дней», «Когда дрожит земля», «Комиссия по расследованию», «Штормовое предупреждение»).

Стилистика многих из этих фильмов уже не определялась канонами «соцреализма». Помимо весьма традиционных для этого направления экранизаций («Русский лес») на экраны выходили приключенческие фильмы типа «Человека-Амфибии» и «Земли Санникова», в которых идеологические рудименты отступали перед аттракционами подводных съемок или панорам гейзеров и вулканов.

Не забыта была и тема исследований и путешествий. Помимо «Красной палатки» сюда можно отнести малоудачную экранизацию романа Обручева «Земля Санникова», скучноватые истории о покорителях Антарктиды («72 градуса ниже нуля») и ледяной тундры («Лавина») и, конечно же, знаменитую экранизацию романа В.Арсеньева «Дерсу Узала» («Оскар» за лучший иностранный фильм года), поставленную классиком мирового экрана А.Куросавой.

В старом ВГИКовском учебнике «Краткая история советского кино» отмечается многогранность формы романтической драмы А.Довженко и Ю.Солнцевой «Поэма о море»: «ее поэтичность, в известной мере аллегоричность не отдаляют нас от действительности, а помогают ощутить значительность и масштабы исторических свершений советского народа, создающего коммунизм. Образы героев фильма, наших современников привлекают жизненной правдой, богатством психологических черт» (11, 403). Насчет идеологической направленности ленты всё верно – как и большинство произведений А.Довженко и Ю.Солцевой, «Поэма о море», бесспорно, относится к коммунистически ангажированным произведениям. Но вот по поводу жизненной правды и богатства психологических черт можно, наверное, и поспорить – характеры персонажей ленты решены в ключе плакатной патетики (особенно в ключевой сцене торжественного запуска водохранилища, затопившего немалое количество селений). Так или иначе серьезное нарушение экологического баланса, вызванного созданием так называемого Каховского моря, не стало для авторов поводом критического анализа ситуации. «Поэма о море» - гимн радикальным преобразованиям природы, призванной служить податливой глиной для строительства невиданного доселе общества.

Еще выше градус противостояния природы и человека в знаменитом фильме М.Калатозова и С.Урусевского «Неотправленное письмо» (1959). Однако это противоборство лишено идеологической окраски. Изобразительный ряд фильма (блестящая работа оператора С.Урусевского) насыщен экспрессией, сложными движениями и ракурсами ручной камеры.

Природа не хочет отдавать Человеку тайны алмазных месторождений. Здесь геологи проваливаются в топкие болота, мечутся в пламени и дыму лесных пожаров, замерзают в ледяной воде… Через десять лет М.Калатозов попробовал еще раз войти в ту же реку. В «Красной палатке» (1969) героям фильма – группе полярников генерала Нобиле – приходится отчаянно бороться за жизнь в бескрайней снежной стихии неподалеку от Северного полюса…

Похожие мотивы противостояния, правда, с менее впечатляющим художественным результатом, обыгрывались и в «Последнем дюйме» Т.Вульфовича и Н.Курихина.

...Мужественный летчик Бен и его десятилетний сын вылетают на маленький необитаемый остров. Во время подводных съемок Бена тяжело ранит акула. Срывающимся голосом, теряя сознание, Бен заставляет сына взлететь и приземлиться на далеком Каирском аэродроме…

Изобразительное решение фильма всячески подчеркивает беззащитность человека в мире бескрайнего океана. Да и режиссеры умело создают напряженную атмосферу действия. А создать ее было не просто - в фильме практически всего два героя - Бен и его сын. При этом авторы основывают действие не на эффектных трюках (подробности поединка с акулой в картине не показаны), а на психологических отношениях персонажей. И хотя Бен вылетает на далекий остров вовсе не для собственного удовольствия, а ради денег, для социальной драмы в "Последнем дюйме" нет серьезных оснований. Главное здесь - борьба человека со стихией, преодоление страха, боли и отчаяния. Быть может, отдельные эпизоды фильма грешат излишней "красивостью", а песенка, которую исполняет сын Бена, - несколько сусальна, но в целом "Последний дюйм" и сейчас выглядит крепкой жанровой лентой... Жаль, что после неплохой военной комедии "Крепкий орешек" (1967) режиссерский почерк Т.Вульфовича заметно потускнел, растерял былую экспрессию кадра, точность ритма и монтажа...

Среди довольно многочисленной группы фильмов («Новый аттракцион», «Звероловы», «Слепая птица», «Тропой бескорыстной любви», «Черная гора», «Пусть он остается с нами», «Приключения Нуки», «Детство Бемби» и др.), призванных привить зрителям (главным образом – детям) любовь к животным, можно выделить драму С.Ростоцкого «Белый Бим - Черное ухо». Аудитория почитателей этого фильма (как одноименной повести Г.Троепольского) оказалась гораздо шире круга собаководов-любителей. Сентиментальная история об одиноком хозяине с больным сердцем и о его преданном псе была рассказана на метко выписанном бытовом фоне, где Добро и Зло, как лакмусовые бумажки, проявлялись по отношению к четвероногому созданию с грустными черными глазами. Экранизируя повесть, С.Ростоцкий не побоялся использовать "запрещенные приемы" воздействия на зрителей. Ну, кто, скажите, сможет спокойно смотреть на экран в эпизоде, где лапа бедного Бима попадает между рельсами, а издали уже надвигается поезд? А сцена, где благородный персонаж В.Тихонова, обессиленный, больной, лежит на кровати, а его верный друг не подпускает к нему врачей "Скорой помощи"? Словом, режиссерский расчет оказался точным: общество не могло не откликнуться на мелодраматические повороты "Белого Бима...", и только за первый год демонстрации картину посмотрело свыше двадцати миллионов зрителей...

Как и в предыдущий период, российский кинематограф довольно часто обращался к историям о борьбе честных и благородных героев с разного рода браконьерами («Капроновые сети», «Улица Ньютона, дом 1», «Когда расходится туман», «Происшествие», «Охотники за браконьерами», «Счет человеческий», «На новом месте», «По следу властелина», «Не стреляйте белых лебедей», «Крик тишины», «Ребячий патруль»). Наиболее драматическим и острым вариантом картин такого типа стала экранизация повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1980) режиссера Р.Нахапетова. На мой взгляд, С.Любшину удалось создать психологически убедительный образ лесника-идеалиста, вопреки прагматичному опыту своих предшественников, поставившего на карту охраны природы свою жизнь… Другие фильмы о спасителях животных, рыб и лесных насаждений не имели столь широкого общественного резонанса. К примеру, В.Дербенев тоже поставил картину на актуальную тему охраны природы. Цветную. Приключенческую. Но... В мертвый схематизм сценария (и это несмотря на то, что писали его четверо драматургов, а возможно, именно поэтому) оказались бессильны вдохнуть жизнь даже такие, казалось бы, "жизненные" актеры, как В.Самойлов и Л.Зайцева.

...Хороший герой - директор заповедника идет по следу тигра. Его, в свою очередь, преследует антигерой, скрывающийся от правосудия. По сути в этом - вся фабула фильма. Добавить можно лишь то, что время от времени директор изрекает хрестоматийные истины, вроде той, что тигров мало, и их надо охранять, а плохого персонажа в финале находит справедливое возмездие. О других действующих лицах картины и вспоминать как-то неудобно – настолько они плакатны и "высушены". Даже не верится, что в этих местах за несколько лет до этого А.Куросава снимал "Дерсу Узала": так стандартна, "усреднена" в фильме "По следу властелина" режиссерская и операторская работа.

Экранизация романа А.Беляева «Человек-амфибия» (1961) стала одной из первых ласточек жанра «экологической фантастики» российского экрана. В весьма зрелищной форме здесь была заявлена тема ответственности ученого за свои открытия. В итоге Ихтиандр – юноша с пересаженными рыбьими жабрами – становился жертвой жестокого общества, падкого на сенсации. В картине сложился замечательный любовный дуэт юных В.Коренева и А.Вертинской, оттененный отрицательным обаянием «плохого парня» в исполнении М.Козакова.

В какой-то мере тема людей-мутантов была продолжена в «Акванавтах» (1979) И.Вознесенского.

…Эксперименты некого профессора привели к трагическим последствиям - матрица памяти его погибшей дочери оказалась в океане и проникла в сознание глубоководной рыбы, которая не дает покоя акванавтам океанологической станции. Ученым, пока еще не подозревающим о своем участии в изменении вида рыбы, предстоит раскрыть эту тайну…

Игорь Вознесенский - один из самых плодовитых режиссеров 70-х-80-х, снимавший фильмы самых разных жанров, но всегда остававшийся в третьем эшелоне российского кинематографа – создал типичный продукт экологической фантастики "для бедных". Действие фильма происходит в некой вымышленной Западной стране, поэтому для пущей правдоподобности в нем играют балтийские актеры. Сюжетная интрига, связанная с опасными экологическими экспериментами, разработана не слишком увлекательно и внятно. О впечатляющих спецэффектах говорить не приходится, хотя подводные съемки выполнены достаточно качественно...

На излете авторитарной эпохи режиссер «Дня гнева» С.Мамилов реализовал ту же тему на стыке жанров фантастики и ужасов.

…Человек попадает в таинственную зону, где с ним происходят события в высшей степени странные и сверхъестественные... Ситуация, знакомая по многим фантастическим книгам и фильмам. Однако авторы «Дня гнева» (по мотивам рассказов С.Гансовского) предложили свою трактовку. В их фильме известный телережиссер получает разрешение посетить загадочную запретную зону. В путешествии его сопровождает местный лесничий и малообщительный бородач. На каждом шагу их подстерегает опасность - крики и угрозы из лесной чащи, волчьи ямы. Люди, которых они встречают, ведут себя более, чем странно - прячутся, уклоняются от разговоров. Они напуганы, озлоблены, враждебны. Режиссер умело нагнетает тревожно-напряженную атмосферу: медленно разворачивающееся действие время от времени прерывается вторжением нелюдей-«отарков». Созданные злой волей профессора-маньяка, они бездушны, жестоки, а свои невероятные способности направляют к одной цели - превратить всех людей в оборотней - послушных роботов...

В основе сюжета были заложены интересные возможности не только увлекательного фантастического зрелища, но и психологического, философского произведения. Однако в итоге «День гнева» оказался слишком медленным для боевика и слишком поверхностным для философской притчи на экологическую тему.

Пожалуй, лишь А.Тарковскому удалось вывести жанр «экологической фантастики» на уровень глубокого философского обобщения.

...На космической станции, находящейся на орбите далекой планеты Солярис, происходят странные и загадочные события. На станцию прибывает астронавт Крис, которому поручено разобраться во всем этом и, как говорится, принять адекватное решение...

Используя канву знаменитого фантастического романа С.Лема, А.Тарковский (1932-1986), как мне кажется, создал один из своих философских киношедевров. Его фильм стал не только размышлением о последствиях возможных контактов с внеземными цивилизациями. Великий мастер сумел создать на экране емкий и притягательный образы планеты Земля, где льют теплые дожди, и задумчиво бродят над прозрачной рекой грустные лошади... "Человеку нужен человек". Эта фраза становится ключевой для понимания авторской концепции фильма, в котором поднимаются вечные проблемы Совести, Вины, Сострадания, Взаимопонимания, Экосферы и, конечно же, Любви...

Экологическая притча "Сталкер" поставлена по мотивам фантастической прозы братьев Стругацких. Однако в трактовке А.Тарковского фантастика уступила место философским размышлениям художника о проблемах Совести, Веры, Ответственности человека за свои деяния, об экологической и моральной катастрофе... Ведомые Сталкером - проводником в опасную и загадочную Зону - герои фильма хотят попасть в некую волшебную комнату с колодцем, где якобы исполняются все заветные желания... И этот путь становится главным в их жизни духовным и нравственным испытанием...

У "Сталкера" поистине роковая судьба. Все началось еще на съемках, когда Тарковский, сменив нескольких операторов, решил практически заново переснять всю картину. Затем уже готовый фильм оказался «полузапрещенным». Потом один за другим ушли из жизни режиссер, исполнители главных мужских ролей – А.Солоницын, Н.Гринько, А.Кайдановкий, операторы А.Княжинский и Г.Рерберг... Они ушли. Тайна «Сталкера» осталась...

По уровню осмысления драматизма экологической ситуации со «Сталкером», на мой взгляд, может сравниться только одна картина тех лет – философская притча «Прощание». Экранизируя повесть В.Распутина "Прощание с Матерой", Э.Климов завершил едва начатую работу его жены Л.Шепитько (1938- 1979), погибшей в автокатастрофе...

Во имя очередного "эпохального проекта" должна уйти под воду целая деревня... Для ее обитателей наступили последние дни прощания...

Это фильм-реквием. Произведение, проникнутое глубокой болью за утрату в людях человеческого, за страдания Природы, над которой совершается насилие. Фильм-память. Горький и печальный... Его нелегко смотреть, потому что он говорит Правду не смягчая, не сглаживая острых углов...

Попытка Э.Климова раскрыть подлинный трагизм экологической катастрофы была «должным образом» оценена бдительной цензурой – фильм получил минимальный тираж и практически (как и «Сталкер» А.Тарковского) не шел на широком экране.

«Прощание» было полным антиподом «соцреалистической» драме С.Герасимова «У озера», где острая проблема нарушения экологического баланса уникального озера Байкал решалась самым умиротворяющим образом. Дескать, строительство мощного комбината на заповедном берегу вполне допустимо, лишь бы очистные сооружения были качественные…

Аналогичный характер имели и так называемые соцреалистические «фильмы-катастрофы»: о землетрясении на строительстве ГЭС («Когда дрожит земля»), о «легких» неполадках на атомных станциях («Комиссия по расследованию», «Активная зона»), о буйстве горного смерча («Штормовое предупреждение»)… Пугали они не страшно, и «здоровый коллектив» в конце концов умело справлялся со всеми невзгодами…

Итак, контент-анализ фильмов 50-х –80-х годов показывает, что среди фильмов, в той или иной степени относящихся к экологической тематике, можно выделить следующие преобладающие модели содержания:

-защитники природы (часто – школьники) отважно борются с браконьерами («Капроновые сети», «Происшествие», «Охотник за браконьерами», «По следу властелина», «Не стреляйте в белых лебедей», «Потерялся слон», «Улица Ньютона, дом 1», «Когда расходится туман», «Крик тишины», «На новом месте», «Ребячий патруль»);

-положительные персонажи (опять-таки, в основном дети школьного возраста) помогают животным, попавшим в беду («Новый аттракцион», «Слепая птица», «Тропой бескорыстной любви», «Белый Бим, Черное ухо», «Черная гора», «Пусть он остается с нами», «Приключения Нуки», «Король гор и другие»);

-герои сражаются с природными катаклизмами: лесными пожарами, штормовой стихией, землетрясением и пр. («Сорок девять дней», «Неотправленное письмо», «Когда дрожит земля», «Комиссия по расследованию», «Штормовое предупреждение», «Верные сердца», «Красная палатка» и др.);

-ученые (разумеется, зарубежные) ведут опасные эксперименты, связанные с биологическим оружием или мутациями человеческой породы («Человек-амфибия», «День гнева», «Комитет 19-ти» и др.), которые приводят к драматическим или ужасающим последствиям;


Категория: Статьи о фильме из печатных изданий | Добавил: PJ (24.06.2008)
Просмотров: 1115 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта





Статистика

Всего в Тентуре 1
Наблюдателей: 1
Чатлан и пацаков: 0


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz