Меню сайта

Категории каталога
Статьи о фильме из печатных изданий [22]
Справочная информация о фильме [9]
Статьи о мультфильме "Кин-дза-дза" [9]
Психологический разбор фильма [0]
Творчество по мотивам фильма [3]

Мини-чат

Наш опрос
Посмотрели ли вы мультфильм "Ку! Кин-дза-дза"?
Всего ответов: 16

Главная » Статьи » Статьи о фильме из печатных изданий

Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции
(с) История кино

В данной работе анализируется развитие экологической темы в российском игровом киноискусстве звукового периода. Работа написана при поддержке гранта Президента Российской Федерации в области научно-исследовательских проектов по культуре и искусству (распоряжение Президента РФ № 140-РП от 4.04.2002, научный руководитель проекта – профессор А.В.Федоров).


1.Фильмы на экологическую тему эпохи тоталитарного идеологического контроля (1931-1955)


Предисловие

«Экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. Но в сознании большинства людей слово «экология» связано еще и с понятием «тревога», «защита», «отношение» (2, 4-5). В последние годы особую значимость приобретает социальная экология – наука, «эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования общества» (13, 3).

Исходя из опубликованных до настоящего времени исследований, посвященных различным аспектам киноведения, можно сделать вывод: анализ развития экологической темы в российском киноискусстве пока еще остается одним из белых пятен.

Исследования российских ученых-киноведов до сих пор были посвящены традиционным «исторической», «героико-патриотической», «моральной», «военной», «приключенческой» и другим темам. К примеру, именно в этом ключе анализировались фильмы 30-х-40-х годов в трудах киноведов «консервативной» школы, стоявших на позициях так называемого «соцреализма» (С.Гинзбург, А.Грошев, В.Ждан, Н.Лебедев, Н.Туманова и др). Экологическая тема не рассматривалась отдельно и в трудах известных российских историков и теоретиков киноискусства «либерального» направления 50-х-90-х годов (Л.Аннинский, Ю.Богомолов, И.Вайсфельд, В.Демин, М.Зак, Н.Зоркая, К.Разлогов, М.Туровская и др.).

Таким образом, возникает противоречие между важностью изучения, систематизации и анализа эволюции трактовок экологической темы в российском киноискусстве ХХ века (с учетом социокультурного, политико-идеологического контекста, типологии сюжетных схем и персонажей фильмов, ключевых авторских концепций, особенностей художественного стиля и т.д.) и неразработанностью данной тематики в современном киноведения.

Общий социокультурный контекст, в рамках которого находится исследуемая проблема, таков: на протяжении большей части своего существования российское киноискусство неоднократно обращалось к экологической теме, при этом в разные годы ее трактовки очень часто не только отличались, но и были прямо противоположными. К примеру, в 30-е - 50-е годы, российское киноискусство, как правило, весьма позитивно трактовало любые действия по «преобразованию» природы («Иван», «Мичурин», «Поэма о море» и др.). Более того, зачастую борьба человека с природой воспевалась и поэтизировалась. Однако в фильмах конца 60-х –70-х возникла тревога по поводу сохранения окружающей среды, наметилась тенденция более критического взгляда, к примеру, на строительство новых гидроэлектростанций, заводов на берегу чистых водоемов и т.п. («У озера» и др.).

Бесспорно, экологическая тема никогда не была ведущей в российском кинематографе. Однако в связи с тем, что в силу ряда причин политического, социального, экономического и морального характера 80-х-90-х годов экологические бедствия (гибель Аральского моря, чернобыльская авария атомной электростанции и др.) стали принимать угрожающие размеры, киноискусство все чаще стало обращаться к этой теме («Прощание», «Письма мертвого человека» и др.). В 80-х-90-х весьма актуальной стала тема экологии человека, вернее, тема разрушения человеческой личности во время войн, массовых репрессий, армейских и тюремных издевательств и т.д., также нашедшая отражение в российском киноискусстве («Иди и смотри», «Беспредел», «Камышовый рай», «Караул», «Кома» и др.). Однако обращение к фильмам военной тематики и фильмам, связанным с массовыми репрессиями и насилием привело бы к резкому расширению содержательного спектра нашей работы, поэтому мы ограничили круг контент-анализа в основном картинами, обращенными к традиционной экологической тематике, связанной со взаимоотношениями человека и природы.

Итак, объектом нашей работы стал процесс развития экологической темы в российском игровом киноискусстве, а предметом – сравнительный анализ основных авторских концепций российских игровых фильмов на экологическую тему звукового периода в социокультурном контексте 1931-2002 годов.

Исходя из вышесказанного, нами были выделены следующие основные этапы развития экологической темы в российском игровом киноискусстве: периоды тоталитарного идеологического контроля (1931-1955); «оттепели» (1956-1968); авторитарного идеологического контроля (1969-1985); «перестройки» (1986-1991) и реформ (1992-2002).


1.Фильмы на экологическую тему эпохи тоталитарного идеологического контроля (1931-1955)

В целом данный период нельзя назвать «монохромным». Несмотря на общую тоталитарную «крышу», эпоха 30-х годов не была адекватна эпохе начала 50-х. Да и вторая мировая война, бесспорно, существенно повлияла на политическую, экономическую и социокультурную ситуацию, сложившуюся в конце 30-х - 40-х годах, что не могло не отразиться на развитии киноискусства. При всем том на протяжении всего периода 30-х – первой половины 50-х годов в России сохранялась тенденция строжайшего идеологического контроля во всех сферах государства.

Общий социокультурный, политический и идеологический контекст 30-х годов:

-интенсивное внедрение коммунистической идеологии (в ее сталинской трактовке) при столь же интенсивном подавлении идеологии христианской;

-полная ликвидация частной собственности (оживившейся во время нэпа 20-х годов);

-активная индустриализация (в основном тяжелой и военной промышленности) ценой невероятного напряжения людских ресурсов;

-массовый террор тоталитарного государства по отношению к крестьянству, приведший к печально знаменитому голоду в первой половине десятилетия;

-массовые репрессии, затронувшие миллионы россиян - от низших до высших слоев общества;

-целенаправленная милитаризация страны, шпиономания, развязывание военных конфликтов.

Общий социокультурный, политический и идеологический контекст 40-х - первой половины 50-х годов:

-военные действия на территории России с 1941 по 1944 год и война в Восточной Европе и на Дальнем Востоке в 1944-1945 годах;

-массовый террор нацистов (1941-1945) по отношению к российскому населению на оккупированных территориях (концлагеря, расстрелы и т.д.);

-бурное развитие военной промышленности, переоборудование многих заводов на военный лад ценой невероятного напряжения людских ресурсов;

-адаптация коммунистической идеологии к патриотическим лозунгам;

-установление тоталитарных режимов, полностью зависимых от Кремля практически во всех странах Восточной Европы во второй половине 40-х годов;

-восстановление разрушенной войной российской экономики во второй половине 40-х;

-возвращение к практике массовых репрессий во второй половине 40-х - начале 50-х (борьба с космополитизмом, антисемитская компания и т.д.);

Перед кинематографом, в той или иной степени затрагивающим экологическую тему, с целью поддержания основных линий государственной политики сталинского режима ставились четкие пропагандистские задачи, которые и служили основой для концепций авторов фильмов:

-убедить зрителей, что Россия обладает неиссякаемыми источниками сырьевых ресурсов, и задача состоит в том, отнять у природы ее богатства;

-доказать, что все разрушительные деформации окружающей природы (строительство электростанций, перенос течения рек, образование искусственных водохранилищ и т.п.) несут позитивное начало, так как совершаются для блага граждан страны и выдвинуты «коллективным разумом компартии и лично товарищем Сталиным» («Дым труб – дыхание России», «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики» и т.п.), которые никогда не ошибаются и заботятся исключительно о государственных интересах.

В достаточно широком спектре игровых фильмов 30-х годов нам не удалось обнаружить произведений, напрямую поднимающих экологические проблемы. Однако указанные выше тенденции хорошо просматриваются в фильмах «Иван» (1932), «Аэроград» (1935) и «Комсомольск» (1938), посвященных грандиозным стройкам, в приключенческих лентах «Джульбарс» (1935), «Золотое озеро» (1935), «Гайчи» (1938) и «Легенда о Лесном великане» (1954), рассказывающих о борьбе с браконьерами и шпионами.

Контент-анализ позволил нам выделить преобладающие модели содержания подобных фильмов:

- охваченные единым коммунистическим порывом, герои возводят некие важные для развития экономики объекты (заводы, электростанции, каналы, города и т.д.) в остром противоборстве с суровой природой и врагами-вредителями;

- положительные персонажи (пограничники, сотрудники научных экспедиций и др.) раскрывают (в том числе и с помощью верных друзей – собак) коварные замыслы и/или ликвидируют/арестовывают браконьеров, шпионов и «недобитых классовых врагов» где-то в далеких таежных или жарких пустынных районах с суровым природным климатом.

Жанровый спектр подобных произведений близок к драме - от ее поэтическо-романтической («Иван» и «Аэроград» А.Довженко) до психологической («Комсомольск» С.Герасимова) модификации. Однако возможен и начиненный коммунистической идеологией детектив («Джульбарс», «Золотое озеро») Стилистика подобных фильмов определялась строгими канонами так называемого «соцреализма»: взамен экспериментального (особенно в области формы) кинематографа 20-х возник стиль бытового (на деле часто приукрашенного) правдоподобия, последовательной повествовательности, откровенно театральной актерской игры...

Как уже отмечалось, начало войны с нацистской Германией существенно изменило социокультурный, политический и идеологический контекст, на фоне которого развивался российский кинематограф. Классовая борьба, как и борьба с религией потеряли для режима актуальность, снизился накал массовых репрессий, зато на первый план вышла задача борьбы с фашистской Германией (с которой в конце 30-х сталинский режим установил дружеские отношения). В этих условиях на экранах стала доминировать военная тематика, ленты, в той или иной степени связанные с традиционными экологическими проблемами, стали появляться только после окончания второй мировой войны.

Жанровый спектр фильмов на экологическую тему второй половины 40-х – первой половины 50-х несколько расширился. Историко-биографические («Мичурин», «Пржевальский», «Миклухо-Маклай») и приключенческие («Белый клык», «Робинзон Крузо») драмы соседствовали с редкими пока картинами, напрямую выступавшими в защиту животных («Легенда о лесном великане»). Стилистика подобных фильмов по-прежнему определялась догмами соцреализма, однако в некоторых случаях делались попытки пойти на некий эксперимент. К примеру, экранизация романа Д.Дэфо «Робинзон Крузо» была осуществлена А.Андриевским в стереоскопическом изображении.

Особое место среди фильмов послевоенного периода, бесспорно, принадлежит «Мичурину» А.Довженко. Сценарий первоначально назвался «Жизнь в цвету» и был ориентирован на свойственную А.Довженко откровенно патетическую, романтико-поэтическую стилистику. Как справедливо заметил Ю.Ханютин, в этом фильме «Довженко вновь вернулся к заветному кругу проблем, волновавших его на протяжении всей жизни: человек и природа, человек – дитя природы и ее повелитель» (5, 99). Однако (насколько позволяла тогдашняя цензура) Мичурин был показан в фильме не фанатиком, решительно преобразующем природу по своему желанию и разумению, а ученым, которому свойственны и определенные сомнения. Хотя, конечно же, он «относится к природе (…) как творец, завоеватель» (5, 100): «Мы не может ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».

Цензурные замечания заставили режиссера внести идеологические и стилистические коррективы в уже готовую картину. В новой «прозаической» версии фильма (в итоге вышедшей на экраны только в 1949 году) Мичурин избавился от синдрома одиночества и жесткости характера, зато стал непримиримым противником «буржуазной науки генетики». «Под влиянием антинаучных теорий Лысенко в фильм были введены фальшивые, дидактические эпизоды глубоко вредной «борьбы с морганизмом-менделизмом», бравурные сцены восторгов Мичурина перед Лениным и коммунистической партий… Гармония фильма была разрушена. Фильм (…) был превращен в политический плакат, пропагандирующий отсталые, механистические (…) псевдонаучные теории и политические претензии» (25, 107).

Еще более пафосно борьба с генетикой была заявлена в фильме Ф.Эрмлера «Великая сила» (1949), действие которой разворачивалось вокруг выведения новой суперпродуктивной и яйценосной куриной породы. Как и многие другие ленты Ф.Эрмлера («Крестьяне», «Великий гражданин»), «Великая сила» была, что называется, на острие политической конъюнктуры. При всем том на сей раз она была поставлена без огонька, скучно и плакатно.

Фильмы «Миклухо-Маклай» (1947) А.Разумного и «Пржевальский» (1951) С.Юткевича были посвящены известным ученым – географам и этнографам. Бесспорно, во время 19-ти экспедиций в заповедные природные уголки съемочная группа «Пржевальского» смогла снять немало красивых кадров, однако драматургическая примитивность и откровенная дидактичность свели на нет благие порывы авторов картины. Фильм о русском ученом-исследователе азиатских просторов Н.М.Пржевальском не пользовался успехом у публики. Аналогичные недостатки были свойственны и «Миклухо-Маклаю» - истории о легендарном исследователе Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, выступавшем против расизма и колониализма.

Итак, преобладающие модели содержания фильмов второй половины 40-х – первой половины 50-х годов ХХ века, в той или иной степени связанных с экологической тематикой, можно представить следующим образом:

-талантливые биологи, географы, этнографы делают выдающиеся открытия ( в том числе и в плане преобразования окружающей природы), то и дело вступая в борьбу с ретроградами и лжеучеными («Мичурин», «Великая сила», «Миклухо-Маклай», «Пржевальский»);

-герои фильма выступают в роли защитников полезных животных и борцов с браконьерами («Гайчи», «Белый клык», «Легенда о лесном великане» и др.);

-отрезанный от цивилизации человек находит в себе силы противостоять дикой природе и выжить («Робинзон Крузо»).

В целом можно отметить, что собственно экологические проблемы, связанные с защитой окружающей среды были заявлены в этот период весьма робко ( в основном – по отношению к некоторым видам животных и растений). Преобладающей тенденцией был показ героизма строителей коммунизма в борьбе с природной стихией.


Категория: Статьи о фильме из печатных изданий | Добавил: PJ (24.06.2008)
Просмотров: 1960 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта





Статистика

Всего в Тентуре 1
Наблюдателей: 1
Чатлан и пацаков: 0


Copyright MyCorp © 2021
Сделать бесплатный сайт с uCoz