Фанаты собираются с размахом отметить двадцатилетие картины Георгия Данелия "Кин-дза-дза". Поклонники фильма даже собираются на предстоящих торжествах разговаривать на придуманном авторами сценария чатлано-пацакском языке.
В фильме снимались Станислав Любшин, Леван Габриадзе, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Ирина Шмелева, Ольга Машная. Как отмечает газета "Версия", когда в 1986 году фильм вышел на экраны, Георгий Данелия пачками получал письма от разгневанных зрителей. "Куда смотрит правительство? На что тратятся народные деньги? Кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? Как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу?" - такие вопросы были в письмах.
О том, как снимался этот необычный фильм, рассказал газете сам режиссер. По его словам, все начиналось с того, что он решил снять фантастический фильм и пригласил в соавторы Резо Габриадзе, с которым к тому времени уже написал вместе два сценария: к фильмам "Не горюй" и "Мимино".
"Как-то мы с Резо начали болтать, и вдруг у нас сама собой "наболталась" история о том, как два человека оказались на другой планете, - рассказал Георгий Данелия. - Решили, что это отличная идея для нового фильма. Резо, который тогда жил в Тбилиси, приехал в Москву, и мы сели писать. Язык планеты Плюк сочинили легко, получилось нечто вроде смеси из разных языков. "Пацак" - смесь слов "пацан" и "кацап", "эцилопп" - перевернутое английское слово police, "пепелац" - от грузинского "пепел" - "бабочка".
"Ку" и антиалкогольная кампания
"А со словом "ку" чуть было не вышли неприятности: я уже монтировал фильм, когда принесли газету "Правда" с указом о назначении нового генсека, где было напечатано "К.У. Черненко", - рассказал режиссер. - И так во всех газетах: "К.У. Черненко... К.У. Черненко..". Что делать? Надо срочно менять! Пока думали, Черненко умер, и к власти пришел Горбачев".
Одна проблема была решена, но тут же создателей картины подстерегли другие неприятности - развернулась антиалкогольная кампания. И снова понадобились срочные перемены: по словам Данелии, в первом варианте сценария Гедеван вез не уксус, а чачу. А за чачу по тем временам давали пять лет.
"Вылетали целые эпизоды: первоначально земляне с плюканами попали на Альфу вместо Земли потому, что перебрали спиртного и "слегка" промахнулись. В общем, сценарий писался долго, все много раз менялось", - вспоминает Данелия.
Наконец сценарий был закончен и отправлен на одобрение в Госкино и, что довольно странно по тем временам, его получил. Известно, что тогдашний министр кино Камшалов осилил лишь четверть сценария и сказал режиссеру: "Если б не твое имя, я бы эту фигню сразу выкинул!" Несмотря на это, Камшалов добро на картину дал.
Странные неприятности
Снималась "Кин-дза-дза" 2 с половиной года. Причем к концу первого режиссер уже готов был от картины отказаться, слишком со многими непонятными трудностями пришлось столкнуться: например, конструкторы авиазавода Миля сделали из стратегических материалов макеты пепелаца, но они по дороге в Каракумы потерялись.
Когда директор "Мосфильма", отчаявшись в поисках, подключил КГБ, выяснилось, что макеты отправили аж во Владивосток. Но и на этом злоключения съемочной группы не закончились. Декорацию "Корабль в песках" разнесло ураганом. Подземный пепелац кто-то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал "Лихтваген" - водитель был мертвецки пьян. А ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась.
"Знаете, оператор Паша Лебешев был уверен, что нам пакостят инопланетяне, о которых мы снимали фильм, - вспоминает Данелия. - Они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду. Иногда я думаю, что он был прав".
Костюмы инопланетян
Были и проблемы с костюмами: в то время в пошивочных цехах "Мосфильма" работали для картины Сергея Бондарчука "Борис Годунов" и на что-то другое у них просто не оставалось времени. Данелия решил обходиться своими силами. "Инопланетян" одели в то, что нашли в костюмерных "Мосфильма": например, ботинки на Евгении Леонове - из картины "Тиль Уленшпигель".
Летчики подарили группе старые летные костюмы, их тоже задействовали. Кое-что раскопали в прямом смысле этого слова на свалке.
Так, Ирина Шмелева, актриса, исполнившая роль Тачаночницы, рассказывает: "До сих пор перед глазами такая картина: Георгий Николаевич Данелия стоит на помойке над черным пальто, топчет его ногами, чтобы оно выглядело именно так, как ему надо. А потом еще отрывает у него рукав... У меня был наряд, сшитый из разных кусочков кожи. На меня примеряли различные варианты костюмов, и, когда в перерыве между двумя примерками я набросила на себя какую-то тряпку - просто чтобы не стоять раздетой, - Данелия вдруг сказал: "Вот так и будешь сниматься!" Но на этом дело не закончилось, режиссер "втыкал" мне в голову кучу пружинок, но и это ему не понравилось, и в результате на меня нацепили жуткий, нечесаный парик. Моих волос просто не хватало, чтобы привязать на них все эти болты и пружинки, которые были необходимы".
Трудные съемки подкосили здоровье артистов
Пески, дикая жара и перелеты из Москвы в Каракумы подкосили здоровье артистов. Планировалось ехать в Каракумы весной, но съемочная группа попала туда летом, в период дикой жары. Съемки начинались в 6 утра. А к 12 часам дня работу приходилось приостанавливать.
"Когда мне позвонил Данелия и пригласил у него сниматься, я так обрадовался этому предложению, что не раздумывая согласился, - рассказал Юрий Яковлев. - Прочитав сценарий, правда, ничего не понял, но решения не изменил. Но все мои восторги, почти как по Маяковскому, "разбились о быт". Это был самый тяжелый фильм в моей жизни: пески, дикая жара и перелеты раз в три дня в Москву - отыграть спектакль в Театре Вахтангова - и обратно. И так все лето и осень. Это довольно сложно и для здоровья, и для творчества".
Так же трудно приходилось и другим актерам: Станислав Любшин и Евгений Леонов тоже продолжали играть спектакли в Москве, первый - во МХАТе, второй - в "Ленкоме". Кроме того, фильм снимался при постоянных доработках сценария. За день до съемок Данелия раздавал актерам текст, который за ночь все выучивали. Но за ночь режиссер с Резо Габриадзе успевали полностью переписать сцену и утром выдавали совершенно новый текст.
Музыка
Музыку к фильму писал грузинский композитор Гия Канчели. Его в свое время порекомендовал Данелия композитор Андрей Петров, когда выяснилось, что сам он поработать над картиной не сможет.
В "Кин-дза-дзе" звучит музыка "инопланетян", и она должна была быть не только примитивной, но и неблагозвучной. Канчели написал мелодию. Но Данелия не понравилось, по его мнению, это была слишком сложная мелодия, которую нужно было упростить.
"Когда я ему это сказал, он возмутился, - рассказал Данелия, - и с омерзением сыграл упрощенный вариант на пианино. На следующий день стали записывать музыку в студии. Вызвали всего двух музыкантов. Пианист искал подходящие звуки в синтезаторе, а скрипач старался, чтобы скрипка звучала как можно фальшивее. Но и этого Данелия оказалось мало: "Я считал, что должно быть еще хуже. Сам взял скрипку в руки, и мою игру признали такой омерзительной, что дальше некуда. Но чего-то все равно не хватало... И тут я увидел - в углу валяется старый ржавый замок. Попробовал - замок раскрывался с очень гнусным скрипом. Попросил скрипача поиграть на замке... Опять не то".
"Надо было еще упростить мелодию. Канчели чуть плохо не стало, ведь там всего четыре ноты. В итоге договорились оставить две. Для композитора, который писал симфонии, это было невыносимо, и я решил, что, пока мы будем записывать этот номер, Гия посидит в музыкальной редакции. Сидим с ребятами в студии, и тут приходит нам в голову попробовать бритвой поскрести по стеклу. Это оказалось именно то, что нам нужно. Но вот беда - никто не соглашается нам помочь "играть" на стекле. В итоге я вызвал Канчели. И живой классик целую смену скрипел бритвой по стеклу", - рассказал режиссер.