Меню сайта

Категории каталога
Статьи о фильме из печатных изданий [22]
Справочная информация о фильме [9]
Статьи о мультфильме "Кин-дза-дза" [9]
Психологический разбор фильма [0]
Творчество по мотивам фильма [3]

Мини-чат

Наш опрос
Кто вам в фильме понравился или запомнился больше всего?
Всего ответов: 376

Главная » Статьи » Статьи о фильме из печатных изданий

КУЛЬТОВОЕ КИНО (+)
Подготовил Стас ТЫРКИН.

Скольких пацаков и чатлан "Кин-дза-дза!" еще превратит в людей!
Ровно 15 лет назад режиссер Данелия снял этот нашумевший фильм
Все популярные фильмы делятся на всенародно любимые и культовые. Культовые - это такие, которые любит не весь народ, а лишь какая-то его часть. Эти люди говорят фразами из обожаемого фильма, видеокассету с ним пересматривают бессчетное число
раз. 15 лет назад всенародно любимый комедиограф Георгий Данелия снял страшноватую фантастическую притчу под странным названием "Кин-дза-дза!", которая неожиданно стала типично культовой.
Сегодня мы с помощью создателей картины можем проследить, как складывалась судьба фильма на планете Земля (номер 013 в тентуре). Сотворение Плюка
 
Из разговора с Георгием Данелия, режиссером и соавтором сценария:

- Я улетал из Тбилиси, провожал меня сценарист Резо Габриадзе. Мы с ним начали болтать, и вдруг у нас сама собой "наболталась" история о том, как два человека оказались на другой планете. То, что мы писали два месяца, пришлось выкинуть:
история никуда не вела. И вот тогда-то я набросал эскиз ракеты - пепелаца. Все много раз менялось, но именно такой пепелац через несколько лет появился у нас в картине. Над сценарием мы работали долго. У меня, в Москве. Но потом у меня начался ремонт, и мы перебрались в гостиницу грузинского постпредства, где жил
Резо. А там окна выходят на посольство какой-то африканской страны. И вот, когда мы уже потеряли счет времени, я спрашиваю у Габриадзе: "Резо, сколько времени мы пишем сценарий?" Он говорит: "Вон, видишь, там у посольства постовой стоит?" Я говорю: "Вижу". "А в каком он чине?" - спрашивает Резо. "Ну, старший лейтенант",
- говорю я. "А когда мы начинали, он был сержант", - отвечает Резо.
Из разговора с Юрием Яковлевым, исполнителем роли пацака Би:
- В сценарии я ничего не понял. Но на роль инопланетянина тем не менее согласился. По одной простой причине - очень хотелось сниматься у Данелия. В любом качестве. Данелия очень долго объяснял мне, чего он от меня хочет. В
конечном счете я ему просто доверился - его авторитету, его таланту.
 
Из разговора с Павлом Лебешевым, оператором-постановщиком:
 
- Сценарий "Кин-дза-дза!" не был для меня таким уж непривычным. Фантастику я
всегда любил. Хотя для меня это была реальная история. В сценарии Данелия и
Габриадзе все настолько похоже на нашу жизнь, на весь маразм, который нас окружал, на всю эту затхлость и ужас, с этими ПЖ - власть имущими, купающимися в бассейнах, когда у народа нет воды, - что у меня не было никаких сомнений: в сценарии было выведено наше общество.

Из разговора с Георгием Данелия:

- Почему в начале 80-х вы вдруг ощутили тягу к такому странному жанру, как фантастическая комедия?
- Вовсе не для того, чтобы что-то такое сказать эзоповым языком или спрятать фигу в кармане. Я, если уж что говорил, всегда говорил прямо. Просто мы спросили сами себя: вот человечество все ждет откуда-то высокоцивилизованных пришельцев,
а откуда им взяться? Нас вдруг осенило: раз уж Вселенная бесконечна, то и таких созданий, как люди, тоже рассеяно бесконечное множество. И мы задали себе
вопрос: до чего дойдет цивилизация, если она будет развиваться тем же путем, что и наша?
- Как проходил столь необычный для того времени сценарий через Госкино, как его
оценивали чиновники?
- Кому я ни давал читать сценарий, в нем никто ничего не понимал: "Какие-то чатлане, пацаки, ку!" Тогдашний министр кино Камшалов, так тот просто сказал
мне: "Если бы это был не твой сценарий, я эту х..ню бросил бы читать на первой странице!" А так ему пришлось дочитать до конца и, хоть он и ни бельмеса не понял, все-таки запустить фильм.
Поисками пепелаца занимался КГБ
Из разговора с Павлом Лебешевым:
- В Госкино сидели одни идиоты! На сто чиновников - 98 идиотов! Но если бы они были нормальными людьми, они бы просто не дали снимать это кино. Потому что более антисоветского, революционного - по всем понятиям - сценария я в жизни своей не читал!

Из разговора с Георгием Данелия:

- На всех этапах работа шла очень трудно. Прошел год - ничего из реквизита нет.
Я пошел к начальству, но там ничего не сделали. Тогда я решил ехать в экспедицию
с тем, что было.
Съемки шли так, что временами казалось, что ребята с планеты Плюк как-то узнали,
что мы снимаем про них картину, и принялись всячески нам мешать... То декорация у нас горела, то пепелац вместо Каракумов отправили во Владивосток. Нашли его только через полтора месяца при помощи КГБ. Железнодорожники ответили, что они
за пепелацы никакой ответственности не несут. А мы вместо того чтобы снимать в пустыне весной, попали в самое пекло!
Костюмов не было. Вот что надето на Леонове: ботинки - из картины "Тиль Уленшпигель". Матросские брезентовые брюки. Взяли какое-то зимнее белье, прожгли ворс и покрасили в коричневый цвет, натянули ему на туловище. Потом еще нам летчики со сверхзвуковых самолетов подарили старые летные костюмы. Если их разобрать, получится масса интересных вещей. Вот на голову Леонову мы и
надели... гульфик от этого самого костюма. Мы жили в Небит-Даге. Там находится военный аэродром, а на свалках повсюду разбросаны потрясающие атрибуты. И я постоянно рылся на свалке, группа в ужасе хватала меня за руки: свалки кишели скорпионами. И вот я нашел там кусок какой-то ткани и прилепил на жопу Леонову!
А костюм для Яковлева я самолично красил в пустыне в ванне с чернилами. Однажды нам нужно было срочно снять одну из важных сцен. Я приезжаю на съемку, а на площадке - никаких декораций, один только администратор стоит. И грустно так говорит, что декорации выехали, но, скорее всего, застряли в песках. Ну что
делать? Мы сели на машину, проехали по пустыне километров сорок и напали на какую-то свалку, куда выкидывали детали от нефтяных вышек - такие ржавые, похожие на кресты! Я был в полном восторге! Но их же нужно было еще вывезти! Таксист-туркмен обещал помочь с краном. И вот останавливает он одного туркмена, начинает его уговаривать, бурно руками размахивает, а я из всего речевого потока понимаю только "Леонов... Леонов... Леонов". Так мы и перевезли эти два креста, в декорации из которых и сняли всю сцену.
 
Жар камеру не ломит

Из разговора с Юрием Яковлевым:

- График съемок был суровый: утром в 6 утра - выезд в пустыню, иначе снимать нельзя, жара страшная. Днем температура песка доходила до 80 - 90 градусов. Работать было трудно. "Кин-дза-дза!" - самая тяжелая, самая страшная моя картина. Каждые 2 - 3 дня я летал в Москву и обратно: продолжал играть спектакли в Театре Вахтангова. И так все лето и осень.
 
Из разговора с Георгием Данелия:

- Помимо натуры, было у нас еще и несколько интерьеров. И каких! Мы снимали в
местах, куда точно не ступала нога ни одного режиссера. В местах, покрытых вековой пылью. Например, на колосниках павильона. А эпизод, в котором герои в клетке поют "Мама, мама, что я буду делать", мы снимали под вращающейся сценой Театра Армии.
- Говорят, американцы возжелали узнать секрет использованных вами спецэффектов...
- Их больше всего поразила дешевизна. Еще на предварительных стадиях мы решили, что не будем повторять то, что уже было во многих фильмах - все эти суперсовременные летательные аппараты и прочие атрибуты будущего. Раз уж на нашей планете Плюк все загнивает, то и это все должно быть жуткое, ржавое. Как
вы понимаете, в наших условиях этого добиться не так трудно.

Из разговора с Юрием Яковлевым:
 
- Со сценарием случались большие накладки. За день до съемок Данелия раздавал актерам текст сцены, мы за ночь его выучивали. Но за ночь он успевал полностью переписать сцену и утром, как ни в чем не бывало, подсовывал совершенно новый текст нам. Не могу сказать, чтобы актерам это так уж нравилось. Текст-то был,
мягко говоря, нестандартный.

Культовые фильмы иногда проваливаются
Из разговора с Георгием Данелия:

- На премьере в Доме кино фильм полностью провалился. Пошли письма возмущенных зрителей с вопросами типа: куда смотрит правительство? на что тратятся народные деньги? кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? как не стыдно
режиссеру морочить голову советскому народу, и проч.

Из разговора с Юрием Яковлевым:

- Когда я впервые увидел картину, я опять-таки в ней ничего не понял. И был вообще страшно разочарован и в Данелия, и в себе. Реакция на фильм была, мягко говоря, очень неоднозначной.

Из разговора с Георгием Данелия:

- В отличие от моих коллег Параджанова или Тарковского мне в общем-то никогда не было плевать, уходят с моих фильмов зрители или нет. Я всегда стремился достичь уровня Чаплина, когда картину понимает и самый умный зритель, и не самый умный...
С "Кин-дза-дзой" в конечном итоге все так и вышло. Среди массы ругательных писем было и несколько хвалебных. Читаю, например, одно письмо: "Уважаемый Георгий Николаевич! Мы пристально следим за вашим творчеством. Нам очень нравятся ваши
картины, в особенности "Кин-дза-дза!", где вы предрекаете будущее нашей планеты. Мы слышали резкие высказывания в адрес картины, не обращайте на них никакого внимания!" И подпись: ученики 4-го класса такой-то школы. А с другой стороны, академик Лихачев написал где-то, что это блестящий фильм. Не скрою, оценка
человека такого масштаба была мне очень приятна.

Из разговора с Юрием Яковлевым:

- Старшее поколение картину не приняло. Но при этом молодежь от 12 и старше и тогда, и сейчас принимает фильм совершенно на "ура". Мой младший сын, которому сейчас 30, всегда считал и до сих пор считает "Кин-дза-дзу!" лучшим фильмом Данелия.
 
Из разговора с Георгием Данелия:

- Фильму 15 лет. Сбываются ли заложенные в него прогнозы?
- К сожалению, все сбывается: у нас есть теперь пацаки, есть чатлане. Словарный запас уменьшился, скоро останутся только "ку" и "кю". С композитором Гией Канчели мы специально добивались очень противного звука в фонограмме фильма - чтобы как бритвой по стеклу, чтобы мурашки шли по телу и чувство отвращения поднималось в душе. Но когда я сейчас слушаю в машине музыку
к фильму, отвращения у меня нет. Может быть, потому что в реальной жизни все гораздо ужаснее?

Послесловие

Большинство создателей "Кин-дза-дзы" все эти 15 лет продолжали активно заниматься творческой деятельностью. Георгий Данелия поставил еще несколько замечательных фильмов, а недавно закончил новую картину - "Фортуна" - с Вахтангом Кикабидзе в главной роли. Павел Лебешев снял самые успешные фильмы последних лет - от "Кавказского пленника" до "Сибирского цирюльника". Станислав Любшин уцелел в последних чистках во МХАТе, вызванных приходом нового руководства. Юрий Яковлев продолжает служить в Театре Вахтангова. Исполнитель роли Гедевана, Леван Габриадзе, живет ныне в Чехии. И все они, и мы храним светлую память об актере милостью Божией - Евгении Павловиче Леонове.

Категория: Статьи о фильме из печатных изданий | Добавил: PJ (24.06.2008)
Просмотров: 823 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта





Статистика

Всего в Тентуре 1
Наблюдателей: 1
Чатлан и пацаков: 0


Copyright MyCorp © 2021
Сделать бесплатный сайт с uCoz