[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Планета Плюк » Планета Плюк - основной форум » Психологический разбор фильма
Психологический разбор фильма
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:13 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Давайте попробуем вместе разобрать все психологические ньюансы этого уникального фильма. Не претендуя на истину в последней инстанции, я постараюсь обратить ваше внимание на некоторые моменты, которые истересны с психологической точки зрения. Буду рад любым комментариям, дополнениям и конструктивной критике.

За основу возьмем распечатку диалогов фильма, которую я любезно спёр у Кости Косова.

Темно синим цветом я буду выделять соотвествующий диалог из фильма.

Итак, начнём:

Сцена 1. Квартира Машкова.

СМОТРЕТЬ ВИДЕОФРАГМЕНТ ДЛЯ ЭТОЙ СЦЕНЫ.

- Привет.
- Привет.
- Что новенького?
- У Манохина на объекте трубы лопнули.
"...Пляшет и поёт,
Поцелуи раздаёт
Тем, кто весело живёт.
Мама, мама, что мы будем делать
Когда настанут зимни холода,
У меня нет теплого платочка,
У меня нет зимнего польта..."
- Как отличник?
- Гуляет отличник... Вовка! За хлебом сбегай, я забыла, а?.. Да, - и
макароны захвати.

Эта коротенькая сценка призвана продемонстрировать нарочистую будничность обстановки из которой герои неожиданно попадают в чрезвычайные обстоятельства. Однако уже здесь начинает раскрываться характер главного героя фильма - Владимира Николаевича Машкова, блистательно сыгранного С. Любшиным. Здесь и увлечённость работой, и забота о сыне и исполнительность - он сразу же реагирует на просьбу жены, несмотря на то, что он только что вернулся домой после тяжёлого рабочего дня.

* Всякий бы муж так поступил, как Владимир Николаевич? - Не думаю...

Вовлечённость в работу и ответственность нашего героя продемонстрирована всего двумя штрихами: первыми же словами, после приветствия, он делится с женой проблеммами на работе, и сразу же садится за телефон звонить насчёт ключа Витьке Самохину. Потом мы увидим, что эта проблема будет беспокоить его даже в самых чрезвычайных обстоятельствах, когда он не будет уверен, сможет ли он вообще вернуться когда-нибудь домой.

* Посмотрите как много о характере героя сказано всего за пару минут фильма!

Здесь и некоторая суетность (включил телевизор и тут же ушёл звонить), и ответственность, и отеческая забота ("как отличник?"). Мы сразу проникаемся какой-то симпатией и доверием к этому человеку.

Glazz:

Можно, я немного добавлю? По словам жены (Люсеньки) и особено по интонации, с которой они сказаны, видно, что в семейной жизни Владимир Николаевич, наверное, счастлив. ("Вовка!..")
Явление для начала 80-х годов нередкое, но и нельзя сказать, чтоб типичное.

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:16 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Сцена 2. Площадь перед универмагом.

- Товарищ, там человек говорит, что он инопланетянин, надо что-то делать.
- Звони в 03.
- Я-то позвоню, только он почти босой.

- Здравствуйте!
- Здравствуйте. Извините, плохо пахну. Холодно. Это я в железном ящике взял.
- Молодец.
- Друг! Скажите номер вашей планеты в тентуре? Или хотя бы номер галактики
в спирали? А то я перепутал контакты и теперь не могу вернуться домой.
- Не знаем мы номер. Забыли, родной. Вот сейчас парнишка сбегает в
справочную позвонит, а мы его подождём в булочной с тобой, идёт?
- А это оденьте пока...
- А, спасибо... Слушайте, друзья. Не надо булочной, не надо справочной!
Вот моя планета... Узм, 247 в тентуре, галактика Бета в спирали.
Вот машинка перемещения в пространстве... Так какой контакт мне
нажимать, чтобы домой переместиться? Ведь время относительно, это-то вы
понимаете?
- Значит, такое предложение. Сейчас мы нажимаем на контакты, и перемещаемся
к вам. Но если эта машинка не сработает, тогда уж вы с нами переместитесь,
куда мы вас переместим, идёт?
- Нет, нельзя... Надо знать...
- Да можно...

Итак, в этой сцене появляется второй главный герой - Гедеван Александрович Алексидзе по кличке "Скрипач". Гедеван несёт чужую скрипку стоимостью 1000 рублей (по ценам 1986-го года безумные деньги, особенно для студента), в незнакомом огромном городе (сам он из Батуми, учится в Иваново), ещё надо успеть на электричку, чтобы приехать домой до закрытия общежития...

* Казалось бы - давай отделайся скорее от скрипки и дуй домой! Не дай Бог украдут скрипку или сломаешь/потеряешь её по дороге, потомведь не рассчитаешься за всю жизнь!

Но наш герой не таков, он видит что на улице стоит босой человек, одетый во что-то дурно пахнущее с помойки. Человек просит сообщить номер своей планеты в тентуре или хотя бы номер галактики в спирали....

* Как бы поступило большинство людей в этой ситуации? Не оглядываясь прошли бы мимо. Некоторые бы покрутили пальцем у виска. Самые деятельные позвонили бы в "03" как потом предложил Владимир Николаевич. И на этом бы ограничились. Чего связываться с бомжами всякими? Тем более, когда у тебя такое важное дело...

Но Гедеван искренне хочет помочь человеку. У него в портфеле имеются тёплые носки. Казалось бы, выход очевиден - если ты так переживаешь за бродягу, дай ему носки и позвони в "03". И, собственно все дела. Что еще можно сделать в этой ситуации?

Но тут, помимо одного из качеств нашего героя - душевной теплоты, неравнодушия к чужой беде, проявляется и другая - несамостоятельность. Он не может действовать один, хотя у него всё есть для самостоятельного решения возникшей проблемы - телефон скорой он знает, тёплые носки в портфеле лежат. Тем не менее, первое, что он делает, - обращается за помощью к незнакомому человеку - случайному прохожему. Возможно, наш неравнодушный к чужой беде герой хочет переложить решение проблемы на чьи-то чужие плечи. Другими словами, хочет заботиться о других за чужой счёт. По классификации Козлова - "романтик".

Случайным прохожим оказывается Владимир Машков - дядя Вова. Дядя Вова также неравнодушен к чужой беде и принимает самое деятельное участие в судьбе бродяги, хотя относится к нему с нескрываемой иронией. Здесь мы видим типичную позицию "Родитель-ребенок" по Берну. Дядя Вова привык, что мир строго подчиняется законам физики, и чудес не бывает. Он смело нажимает кнопку незнакомого прибора, явно считая бродягу сумасшедшим, а прибор - безобидной железякой с ближайшей помойки. Вся его предыдущая жизнь, весь его богатый 40-летний опыт и вся окружающая привычная обстановка подсказывают ему, что ничего не произойдет. Он абсолютно уверен в себе и своих действиях, что выдает в нем сразу руководителя (как потом выяснится он работает прорабом на стройке). Мир Владимира Машкова также далек от чудес, летающих тарелок, инопланетян и всякой прочей чертовщины, как Земля далека от Плюка. Поэтому, в этом своём привычном мире он действует быстро и уверенно.

* Наверное, Гедеван, находясь в незнакомом городе, не такой уверенный в себе, молодой и неопытный, возможно, верящий в чудеса, так поспешно нажимать кнопку незнакомого прибора бы не стал.

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:16 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Итак, в этом маленьком эпизоде, прологе к основной части фильма, раскрылись достаточно широко характеры двух главных героев. Мы уже знаем о них очень много, в дальнейшем эти данные будут только уточняться:

Владимир Машков:

* Абсолютная уверенность в себе
* Решительность
* Снисходительность и ироничность
* Неравнодушие к чужой беде
* Некоторая суетность
* Ответственность и исполнительность
* Заботливость

Гедеван Алексидзе:

* Неравнодушие к чужой беде
* Стремление снять с себя ответственность за принимаемые решения
* Любопытство

Теперь поговорим про третьего участника событий - босого странника.

Здесь режиссер фильма рвёт в клочья все шаблонные представления об инопланетянах, бытовавшие до этого времени в кинематографе. Как только их не представляли, вплоть до "разумного океана" в Солярисе, но чтобы так - бородатый бродяга в лохмотьях с ближайшей помойки - так ещё не было! А ведь действительно, почему бы и нет? Кто знает, каковы они - пришельцы с дальних планет - если они уже присутствуют на земле среди нас?

* Я этого не утверждаю, просто эта гипотеза ничем не хуже других...

Пришелец, кстати, мыслит очень по-пришельски: ему и в голову не может прийти, что обитатели планеты не могут знать её номер в тентуре или хотя бы номер галактики в спирали. Он даже не допускает мысли, что случайный похожий с чужой планеты не сможет сразу разобраться в том, на какие контакты машинки перемещения нажимать, чтобы ему вернуться на свою родную планету. И это при том, что он сам, владелец машинки в этом не разобрался. Не так ли ведут себя многие люди, попавшие в незнакомую обстановку, но упорно ожидающие, что окружающие их поймут, разберутся во всех проблемах и т.д.?

- не надо булочной, не надо справочной!

Glazz:

Это сейчас через призму событий конца 80-х и 90-х годов мы воспринимаем босого странника как бомжа. В начале 80-х дело обстояло иначе. Хотя бомжей и бродяг в СССР было немало, в Москве их встречались единицы, и то где-нибудь на задворках, на вокзалах и т.п. За обликом столицы в те времена следили, я это очень хорошо помню. Появление такого человека среди бела дня на проспекте Калинина могло говорить только об одном - это не бродяга, не попрошайка, не жулик, а просто психически больной человек. Поэтому Владимир Николаевич, умудренный жизненным опытом, ведет себя так, как и положено вести себя с больным человеком - со всем соглашается, хвалит его, а тем временем гнет свою линию. Человек больной, значит, он нуждается в помощи, а помочь ему может только психиатрическая бригада "скорой". Как у Пелевина "Сейчас-сейчас, укольчик сделаем и дальше полетим".
Не вполне согласен я и с утверждением, что Гедеван стремится заботиться о ком-то за чужой счет. Не будем забывать, что он приехал с Кавказа, где в те времена авторитет старших был очень высок. Именно поэтому, попав в чужом городе в нештатную ситуацию, он обращается за помощью, во-первых, к местному жителю, а во-вторых, к старшему. Некий инфантилизм, простительный в его возрасте. Это свойство его характера тоже будет проявляться в разных эпизодах фильма. В тандеме "Дядя Вова - Скрипач" Гедеван останется ведомым, вторым номером.
Вернемся к босому страннику. Да, в кино таких инопланетян еще не было. В фантастической литературе 60-х - 80-х тоже что-то не припомню. Пожалуй, сочетание высоких технологий с внешностью бродяги можно найти только у Станислава Лема в "Кибериаде", но там речь идет о роботах, а не о людях, хотя общий смысл совпадает.
Странник и вправду не понимает, как можно не знать номера своей планеты в тентуре. В медицине есть такая формулировка - "ориентирован всесторонне, верно". На его родине в эту ориентацию входит и знание номера планеты в тентуре. Так что ничего сверхъестественного он, по его понятиям, у местных жителей не спрашивает. Ну заблудился на галактических перекрестках, сейчас местные жители подскажут ему, где он находится, и все будет в порядке.

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:16 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Сцена 3. Где-то в песках планеты Плюк.

- А ты что видишь? А?
- Песок...
- Значит, сработала эта хреновина... А этот козёл-то, с дырочками, там
что ли остался? Спокойно, спокойно только... Солнце есть, песок есть,
притяжение есть. Где мы? Мы на Земле. Или...
- Или?
- Нет, давай будем считать, что мы на Земле, в какой-то пустыне... Так?
Каракумы? А? Какие у нас ещё пустыни?
- Гоби, Сахара...
- Ну я же сказал, что у нас!
- Ну у нас ещё Кызылкумы.
- Нет. Давай будем считать, что это Каракумы. А? Значит так... Солнце на
западе... Значит, Ашхабад там. Понял? Пошли. Пошли-пошли!..

- Товарищ! Вас как зовут?
- Владимир Николаевич.
- А меня - Гедеван.
- Очень приятно...

- У тебя в портфеле бутылка... Вино?
- Не-е, уксус виноградный. И ещё зелень есть, кинза.
- Хорошо живём.
- Владимир Николаевич, а вы не помните, какой номер назвал тот, у которого
мой носок остался?
- Нет.
- А может быть мы на той планете, откуда он к нам переместился?
- Слушай, Скрипач! Как бы мы ни гадали, всё-равно ж ни хрена не выясним.
Вот выбрали направление, и идём. Нам главное до воды добраться. Ясно?
- Владимир Николаевич, я тапочки хочу надеть.
- Ну одень!
- Тогда вы остановитесь!

Итак, "хреновина" сработала. Оба героя внезапно оказываются в чрезвычайной ситауции. Причём такой, с которой не приходилось сталкиваться до этого никому из людей - они оказались на другой планете, в другой галактике, в другой части Вселенной... Вместо привычного грязного московского снега - песок, вместо хмурого промозглого зимнего вечера - ослепительно парящее неизвестное светило (в сценарии их даже 2 штуки). Вместо урбанистического пейзажа калининского проспекта - пустыня... И все произошло в одно мгновение.

Первая реакция у дядя Вовы - зажмуриться, чтобы раскрыв глаза вновь, прогнать наваждение.

Но наваждение не исчезает: Гедеван видит то же самое - песок...

Оба поняли, что произошло что-то невероятное, назад уже ничего не вернешь. Машков сразу начинает успокаивать Гедевана (спокойно, только спокойно), хотя скорее он тем самым успокаивает самого себя. Годы проведённые на руководящей работе выработали у дяди Вовы некий иммунитет ко всяким разным неожиданностям. В любой ситуации он сразу пытается взять всё под свой контроль. Но чтобы контролировать ситуацию, надо вогнать её в русло привычных представлений. Отсюда это уверенное - "Нет, давай будем считать, что мы на Земле, в какой-то пустыне..."

Деятельный характер Владимира Николаевича проявляется с первых же минут внештаной ситуации: Значит так... Солнце на западе... Значит, Ашхабад там. Понял? Пошли.

Это самое верное, что может сделать человек, попавший в такую ситуацию, заняться каким-нибудь пусть бессмысленным, но привычным делом - идти! Пока идёшь - нет времени для панических рассуждений, ты создаёшь сам себе иллюзию подконтрольности ситуации. Ты убеждаешь себя в том, что ищешь выход.

Далее, В.Н. моментально оценил наиболее опасный для жизни в данной ситуации фактор - отсутствие воды. Первым делом надо найти воду! Где искать? Пока ничего не известно, вода может быть с равной вероятностью в любом направлении. Поэтому важно бытро принять решение и придерживаться его до поступления новой информации:

- Вот выбрали направление, и идём.

Любые метания из стороны в сторону бессмыслены, они только усугубляют положение и приводят к панике. Прораб проявляет образцовое рациональное мышление. Эх, если бы все так умели действовать в кризисной ситуации, скольких жертв удалось бы избежать!

Как же ведет себя другой герой - Гедеван? Он сразу же принимает роль ведомого. Прекрасно, когда рядом есть кто-то, кто берет ответственность на себя, в этом случае можно не думать самому как спастись, а предаться отвлечённым мечтаниям: а вдруг мы на другой планете... А какой номер назвал тот бродяга... Все мысли, которые бродят в голове Гедевана и выливаются в вопросы - отвлечёны и непрактичны. Он остаётся мечтателем и романтиком, с радостью отдавая свою судьбу в руки более сильного и опытного человека, оказавшегося рядом. Даже просьбу остановиться, чтобы надеть тапочки, он излагает как сын к отцу, с долей капризности...

Смог бы выжить Скрипач на Плюке без дяди Вовы? Я сильно сомневаюсь. Скорее всего, он бы начал в панике бегать по кругам и в конечном итоге либо помер бы от жажды, либо попался на мушку местным эцилоппам...

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:17 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Скалозуб:

Quote ("Господин ПЖ")
Посмотрите как много о характере героя сказано всего за пару минут фильма! Здесь и некоторая суетность (включил телевизор и тут же ушёл звонить), и ответственность, и отеческая забота ("как отличник?"). Мы сразу проникаемся какой-то симпатией и доверием к этому человеку.

Хороший психологический анализ. Поддерживаю все вышесказанное и немного добавлю от себя. При просмотре этого эпизода мне обычно вспоминаются слова Леонова из другого старого фильма, когда он популярно объясняет своему подельнику «преимущества» блатной романтики по сравнению с судьбой мирного обывателя:
– Он кто? Инженеришка. Ну что у него за жизнь? Утром на работу, вечером – с работы. Дома жена, дети... сопливые. Ну, в театрик сходит, ну, летом в санаторий съездит… в Ялту. Тоска смертная. А ты... ты – вор. Джентльмен удачи... Украл, выпил – в тюрьму. Украл, выпил – в тюрьму. Романтика!

Поэтому я бы повременил однозначно утверждать, что «Мы сразу проникаемся какой-то симпатией и доверием к этому человеку». При первом просмотре фильма Машков вызывает у зрителя, особенно молодого, некоторое пренебрежение и даже насмешку. Дескать, вот типичный «совок», обыватель-работяга… Ну что тут может быть интересного? Какие еще психологические глубины? И так все ясно! Утром на работу, вечером – с работы, дома – жена, дети сопливые… скучная, серая жизнь. Самое яркое событие за день – что у Манохина на объекте трубы лопнули, на большее у него фантазии не хватает. К тому же подкаблучник – жена сказал ему за хлебом сбегать и сразу побежал… Так думает молодой зритель и главный герой фильма в какой-то степени разделяет эти чувства. Он не так уж счастлив, как утверждает Glazz. Ему тоже своя жизнь уже начинает казаться какой-то пресной, однообразной… тоже хочется какой-то романтики, понимаешь ли… Но ничего! Очень скоро главный герой (и зритель вместе с ним) нахлебается этой романтики по самые уши! Он на собственной шкуре узнает – какова судьба «джентльмена удачи», у которого нет ни дома, ни семьи, ни нормальной человеческой жизни. Он попадет в мир авантюр, опасностей и приключений, в котором никому нельзя доверять, в котором каждый готов предать и продать друг друга, в котором нет надежного спокойного тыла за спиной… Вот только тогда наш герой поймет, что был раньше счастливым человеком, но не осознавал этого. Соответственно, и зритель, переживший вместе с ним все эти приключения, начнет по-другому воспринимать личность Машкова…

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:18 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Сцена 4. Привал.

- Который час?
- Четыре.
- Ночи?
- Ночи... Опаздываешь?
- Неудобно получилось... Звонил с аэропорта, сказал, через час буду.
А сам вот...
- В консерватории учишься?
- Не, чужая. Профессора Рогозина. Он у нас шефский концерт давал, а
потом они скрипку забыли в самолёт положить.
- Банкет?
- Не, обед...
- А-а... Сам из Тбилиси?
- Из Батуми. Думал, скрипку отдам, ещё на электричку успею. Я в Иваново
учусь, в текстильном.
- Ага...
- Так сперва я в МГИМО сдавал, институт международных отношений, но там
мне сказали, что ещё не...
- Тихо!

Эта маленькая сценка достаточно важна для понимания дальнейших взаимоотношений наших героев. Как правило, характер взаимоотношений двух людей можно с высокой точностью определить уже через несколько минут их знакомства. Посмотрите как легко и органично дядя Вова захватил лидирующее положение в паре. Вернее, он его захватил ещё на Земле, здесь же он его упрочил и закрепил окончательно. Он задает вопросы, Гедеван отвечает. Причём первым вопрос задал Скрипач, но Машков легко и непринужденно перехватывает инициативу и задает тон дальнейшего разговора. Однако, в отличие от Гедевана, дядя Вова не полностью вовлечён в разговор, он, как хороший менеджер, постоянно наготове, постоянно начеку. Он помнит о возможной опасности и о своей ответственности за жизнь свою и товарища. Неслучайно именно он первым замечает шум приближающегося пепелаца, в то время как Гедеван увлечён рассказом о себе.

Кстати, нет лучшего способа расположить к себе человека, чем ненавязчиво подтолкнуть его к рассказу о себе. Посмотрите как ловко применил этот приём Владимир Николаевич, не имевший никакого представления о книгах Дейла Карнеги и всякой прочей прикладной психологии. Он умеет находить подход к людям на интуитивном уровне - это умение приобретает со временем всякий успешный руководитель.

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:18 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Glazz:

Quote ("Господин ПЖ")

Кстати, нет лучшего способа расположить к себе человека, чем ненавязчиво подтолкнуть его к рассказу о себе. Посмотрите как ловко применил этот приём Владимир Николаевич, не имевший никакого представления о книгах Дейла Карнеги и всякой прочей прикладной психологии. Он умеет находить подход к людям на интуитивном уровне - это умение приобретает со временем всякий успешный руководитель.

Полностью согласен. Владимир Николаевич - прирожденный руководитель в лучшем смысле этого слова. При этом вполне интеллигентный, вежливый, без этого, известного всем, нахального чиночничьего матерка. Руководитель старой школы.

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:19 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Скалозуб:

Да, Машков - хороший руководитель, но все-таки есть у него один крупный недостаток - чрезмерная самоуверенность. Данное качество уже сыграло свою роковую роль, когда он с размаху нажал кнопку на машинке перемещений. Но похоже, что этот случай ничему Владимира Николаевича не научил. Он и дальше продолжает наступать на те же самые грабли. Вот господин ПЖ пишет, что оказавшись на Плюке, Машков сразу же принял самое лучшее решение - двигаться в каком-то одном направлении в поисках воды. Лично я не уверен, что это правильное решение. Да, оно было бы правильным на Земле, если бы герои фильма и в самом деле оказались где-нибудь в Каракумах. Но они ведь находятся на чужой планете, о которой им вообще ничего не известно! А может быть, здесь вообще нет воды? Может быть, не надо никуда бежать, расходуя на это движение свои последние силы? Возможно, самое лучшее решение заключалось в том, чтобы сидеть на месте и ждать, когда их найдет оставшийся на Земле инопланетянин? Он ведь и в самом деле отправился на поиски пропавших землян. А поскольку в машинке перемещений сохранились координаты, то он высадился на Плюке в той же самой точке, откуда наши герои и начали свое путешествие. И ему пришлось их искать по всей планете неизвестно каким способом. Если бы Машков и Гедеван сидели на одном месте, то их и нашли бы гораздо раньше... Но Владимир Николаевич - это слишком деятельный человек, сидеть на одном месте он не может. Ему обязательно надо что-то делать. Это постоянное стремление к энергичным действиям в сочетании с чрезмерной самоуверенностью, еще не раз сыграет с ним дурную шутку.

Glazz:

Здесь все дело в характере. Дядя Вова - человек по натуре деятельный и привык к тому, что только действие приносит результат, бездействие же - никакого результата. Так что его решение логично именно с его точки зрения.

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:20 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Сцена 5. Контакт.

- Э! Э-э!

- Ку!
- Человек...
- Ку!
- Ку!
- Здрасьте...
- Кууу!
- Капстрана...
- Ку! Ку! Ку! Ку! Ку! Ыыыыы! Ку! Ку! Ку! Ку! Ку! Ку! Ку! Ыыыыы!
- Иностранным владеешь?
- Английским. Французским слабо.
- Скажи им, что денег нет. Ну скажи им, платить же надо!
- Джентльмен, сорри! Уи хэвнт мани. Нау!
- Ку...
- Здравствуйте! Мы наши туристы, отстали от группы. Подбросьте нас до города, а там мы как-нибудь уже сами... Переводи.
- Ду ю спик инглиш?
- Куу?
- Ку.
- Ду ю спик инглиш? Парле франсе? Шпрейхен зи дойч?
- Ку?
- Чатл!
- Нет денег. И деньги и документы и валюта - всё осталось у
экскурсовода. Ну так получилось... Отошли на секундочку и затерялись в песках.
- Кю.
- На. Тёплая.
- Ку.
- Извините, что?
- Ку.
- Шапку хотите? Пожалуйста... Это чужая, я не могу дать... Там ничего нету.
- Открой...
- Это не вино, это уксус.
- Ку!
- Эээ.. Кю.
- Кислое, да?
- Эээ... эээ..
- Друг! Ну как, договорились? Подбросите нас? Скрипач, давай быстрее...
Я говорю, нас до ближайшего города, а там уж как-нибудь мы сами
доберёмся...
- Ку!
- Кофту, что-ль?..

- Хорошо, что скрипку не отдал...

Итак, в этой сцене сбывается вековая мечта человечества - устанавливается контакт с первой внеземной цивилизацией! Откуда-то из-за горизонта с глухим утробным гулом появляется странный аппарат явно неземного происхождения, совершает посадку, люк открывается, и на мгновение камера замирает в загадочной черноте люка.

Наверное, за это мгновение перед нашими героями пронеслись самые разные ожидания: кто же сейчас появится? Высокоразвитые люди? Чудовищные монстры? Разумный газ? Нечто вообще не поддающееся человеческому пониманию?

И вот, наконец, из черноты люка появляется что-то различимое...

Что же это? Не зря говорят, что очень многое о явлении определяется по первому впечатлению. Если иностранец вперые попадающий в незнакомую страну сразу же видит, скажем, бомжей и помойку, то потом вряд ли петергофские красоты смогут до конца вытравить это первое впечатление! Вот почему люди всегда озабочены построением красивого фасада, вестибюля, прихожей, визитной карточки...

  • По одёжке встречают.

Чем же встречает наших героев Плюк? Что было первым порождением разума, которые они увидели на этой планете?

- Правильно, КЛЕТКУ.

И это очень символично...

Далее выходят люди - грязные, небритые, в неописуемых лохмотьях. Разворачивают свои нехитрые декорации и начинают исполнять какой-то какофонический номер.

Первое что приходит на ум дяде Вове - КАПСТРАНА.

Он по-прежнему не может допустить мысли, что ситуация не под контролем, что они не на Земле, а совершенно на другой планете, в другой галактике. Тем не менее, ему уже приходится отказаться от гипотезы, что место где они находятся - Каракумы (и даже Кызылкумы), на чем он так настаивал в разговоре с Гедеваном. Действительно, весь вид оборванцев говорит о чудовищной нищете и нужде. Где такое может быть? - где угодно, только не у нас! Ведь с молоком матери наши герои впитали, что такие ужасы свойственны только странам капиталлизма.

У поколения конца 80-х эта фраза, скорее всего вызовет горькую ухмылку - ведь они уже знали, хотя бы понаслышке, какова реальность настоящих капстран, но они ещё очень хорошо помнили, как эту реальность изображали в новостях, в политинформациях, в советском кино и т.д.

Наконец, выступление окончено, артисты идут за своим заслуженным гонораром. Однако, у зрителей нет денег и тогда происходит очень интересный момент: Уэф достаёт визатор. Посмотрите, как меняется его лицо, когда он видит, что оба пришельца - пацаки! Как сразу меняется его отшение и поведение!

Вот он уже по-хозяйски роется в портфеле Гедевана, забирает куртку Машкова, у Скрипача берет шапку. Еще и из карманов всё вытряхивает на ходу. И вот, когда всё ценное, по мнению артистов, у зрителей изъято, невзирая ни на какие просьбы, аборигены залезают в свой корабль и улетают...

Мне тут вспомнился такой анекдот:

проводница заглядывает в каждое купе своего вагона и спрашивает:

- Иностранцы есть?
Всюду ей отвечают: нет.
Обойдя весь вагон, она кричит напарнику:
- Коля, выключай кондиционер, здесь одни наши!

 
PJДата: Суббота, 05.07.2008, 12:20 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Так и здесь, на Плюке. С пацаками можно не церемноиться - второй сорт не брак. Впрочем, поцеремониться с пришельцами нашим артистам всё же придётся, но об этом в следующий раз.

Итак, первый же контакт двух цивилизаций - Земли и Плюка - прошёл "на высоком уровне взаимопонимания". Какие выводы о цивилизации планеты можно сделать по этому краткому эпизоду? Выводы очевидны: здесь живут меркантильные кю, готовые обобрать случайных прохожих до нитки и бросить их в беде на произвол судьбы. К тому же здесь "оголтелый расизм", и если ты оказываешься человеком "второго сорта", то ты никто и звать тебя - никак. Но это нашим героям станет ясно несколько позже.

 
PJДата: Понедельник, 07.07.2008, 17:15 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Скалозуб:

Quote ("Glazz")
Здесь все дело в характере. Дядя Вова - человек по натуре деятельный и привык к тому, что только действие приносит результат, бездействие же - никакого результата. Так что его решение логично именно с его точки зрения.

Так ведь успешный руководитель тем и отличается от обычного, что хорошо чувствует – когда надо энергично действовать, а когда лучше повременить. Беда Владимира Николаевича в том, что он этого не чувствует. Кроме того, на него очень сильное влияние оказывают привычные стереотипы, усвоенные за всю предыдущую жизнь. Он не понимает, что наступил такой момент, когда от этих стереотипов надо отказываться и усваивать новые правила поведения. Поэтому Машков упорно продолжает воспроизводить такие действия, которые в привычных земных условиях были бы разумны и эффективны, а здесь прямым ходом ведут героев к гибели. Да, он прав в том, что старается «держать ситуацию под контролем», как сформулировал господин ПЖ. Но почему он не хочет соотносить свои решения с реальными фактами? Часы Машкова показывают четыре ночи по московскому времени, а над головой сияет палящее солнце. Какой из этого следовало бы сделать вывод? Что они находятся, по крайней мере, не в восточном полушарии Земли. Значит, окружающая местность – это явно не Каракумы и даже не Сахара.
 
PJДата: Понедельник, 07.07.2008, 17:15 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
К предыдущему эпизоду... Мне вот еще какая мысль пришла: а какой бы увиделась земная цивилизация далёким пришельцам, попади они к нам без объявления, случайно и внезапно - как дядя Вова со Скрипачом? Тут, мне кажется, всё зависит от того места, куда они попадут. Кое-где приём им обеспечен не хуже, чем на Плюке...

Всё-таки человеческую цивилизацию ещё пока нельзя рассматривать как что-то единое целое. Это - пёстрая мозаика.

Сцена 6. КЦ.

- Стыдно стало...
- Кц! Кц! Кц.
- Чего "кц"?
- Кц. Кц.
- Кажется, спичку хочет.
- Спичку хочешь?
- Кц!
- На.
- Ку?
- Всю коробку?
- Ку.
- Вот вывези нас отсюда, а мы тебе ку.

Итак, узнав, что пришельцы - пацаки и денег у них нет, абригены сразу потеряли ним всякий интерес, предварительно забрав у них всё ценное. Однако вдруг выясняется, что у пришельцев есть кое-что очень интересующее бродячих артистов, а именно - спички.

Пришельцы ещё в воздухе увидели, что сверхценный на Плюке КЦ пришельцы совершенно не ценят, а самым бессмысленным образом сжигают. И вот у них сразу появился нехитрый план выпросить у них все запасы КЦ. Но тут пришлось пойти на условия землян - доставить их в город. "Ты мне - я тебе", и никак иначе - таков основной закон жизни на Плюке. Дядя Вова и Скрипач всё никак к этому не привыкнут - Машков дарит Уэфу спичку, а Гедеван считает, что артисты вернулись, потому что им стало стыдно. Однако реальность планеты Плюк быстро ввела обих в курс дела...

 
PJДата: Понедельник, 07.07.2008, 17:16 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Скалозуб:

У меня есть еще небольшое дополнение по поводу принятого на Плюке ритуала приветствия (присесть, похлопать ладонями по щекам и развести руки в стороны). Почему-то этот ритуал всегда вызывает смех у людей, сидящих в зрительном зале. А что здесь смешного? Все очень логично и понятно. Достаточно вспомнить о том, как на Земле принято было приветствовать человека, имеющего более высокий социальный статус. Приветствовали обычно поклонами. Причем, чем выше статус этого человека, тем более глубоким должен быть поклон. Перед особо важными персонами становились на колени. Инстинктивный (биологический) смысл у этого ритуала очень простой – показать, что ты ниже ростом, чем твой «высоко-ранговый» собеседник. Разница в физическом росте, таким образом, символизировала разницу в социальном статусе между двумя людьми. Приседание на Плюке выполняет ту же самую функцию, что и поклоны – уменьшает рост «нижестоящего» по отношению к «вышестоящему». Похлопать по щекам и развести руки в стороны ладонями вперед – в этом тоже нет ничего фантастического. Открытые ладони показывают, что в них нет оружия. Таким образом, развести руки в стороны означает продемонстрировать свою беззащитность и безопасность для «вышестоящего». Как на Земле сдаются в плен солдаты побежденной армии? Правильно, поднимая руки вверх. Впрочем, и в нашей мирной жизни есть соответствующий аналог этому жесту. Я имею в виду рукопожатие. Смысл этого ритуала состоит именно в том, чтобы продемонстрировать своему партнеру открытую ладонь правой руки, в которой нет оружия. Таким образом, мы подтверждаем свои мирные намерения по отношению к партнеру. Ведь не случайно этот жест принят только среди мужчин. В прежние времена только мужчины могли носить оружие, поэтому на женщин этот жест и не распространялся.

 
PJДата: Понедельник, 07.07.2008, 17:16 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Glazz:

Quote ("Господин ПЖ")

"Ты мне - я тебе", и никак иначе - таков основной закон жизни на Плюке. Дядя Вова и Скрипач всё никак к этому не привыкнут - Машков дарит Уэфу спичку, а Гедеван считает, что артисты вернулись, потому что им стало стыдно.

А почему бы и не подарить спичку, так сказать, авансом, если их еще полный коробок, а Уэфу она нужна до зарезу? Своего рода задаток, чтобы установить хорошие отношения. Как раз Владимир Николаевич мгновенно ориентируется в ситуации и принимает еще одно решение: мы им - спичку, они нам - услугу. Вот Гедеван - тот еще долго будет прибывать в плену своих иллюзий.

 
PJДата: Понедельник, 07.07.2008, 17:16 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Голубые штаны
Сообщений: 29
Репутация: 1
Статус: В Антитентуре
Сцена 7. Цак.

- Ни одной буквочки, ни одной "made in"...
- Ку!
- Извините, не понимаю...
- Ку!
- Шпрейхен зи туркиш?
- Кю!
- Ку-у.
- Что они хотят?
- Ку они хотят. (прослушать)
- Цак!
- Спасибо...
- Цак.
- Он хочет, чтоб я колокольчик одел.
- Перебьётся.
- Цак! Цак.
- Я надену, Владимир Николаевич, неудобно...
- Валяй.
- Цак! Цак! Цак. Цак...
- Ладно, уговорил.
- Дзинь, дзинь.
- Ку.

Итак, герои оказались в кабине-каюте пепелаца. Представители обеих цивилизаций с интересом разглядывают друг друга. Происходит знакомство. Владимир Николаевич по-прежнему не верит, что они на другой планете. Он выиискивает на деталях пепелаца маркировку производителя деталей или хоть какие-то надписи, но к своему огорчению, не находит. Впрочем, как мы увидим дальше, и это его окончательно не убедило. Он всеми силами цепляется за привычный мир. Гедеван продолжает беспочвенные попытки установить вербальный контакт, доходя уже до анекдотического "шпрехен зи тюркиш".

Но вот, пацак Би полез по антресолям за колокольчиками. Он просит пришельцев их надеть. По-началу оба пришельца отказываются. Почему? Думаю, не потому, что с колокольчиками в носу они смешно выглядят (хотя и это конечно тоже), а потому что одев цаки они становятся "гражданами Плюка", они принимают навязываемые аборигенами правила игры и обязуются соблюдать писанные и неписанные здешние правила, которые им сразу же пришлись не по душе.

Возникает неловкая ситуация: пацак Би чуть не плаца уговаривает пришельцев надеть цаки. Он оказался между двух огней: с одной стороны им нужны пришельцы, потому что у них есть КЦ, с другой - он должен отвечать перед Уэфом и эцилоппами за соблюдение здешних правил и этикета. В силу мягкого "интеллигенского" характера, он не может потребовать соблюдения правил жестким тоном, он жалобно просит.

  • Видимо, здесь пацакам вообще не свойствено проявлять агрессию.

Гедеван сдаётся первым:

- Я надену, Владимир Николаевич, неудобно (а в сценарии ещё добавлено "старый человек"). Старший просит, и воспитанный в восточном духе Гедеван уступает. Теперь уже психологически легче уступить и Машкову. Би верно выбрал, к кому обратиться первому.

Обратите внимание, что диалог между пришельцами и аборигенами начался лишь после того, как первые надели цаки, т.е. вступили в систему ценностей и правил планеты Плюк.

А теперь вспомним всех наших президентов и премьеров, посещающих национальные республики, казачьи части, корабли и космодромы. Они в обязательном порядке надевают папахи и тюбетейки, фуражки и бескозырки, в храмах берут в руки свечи и т.д. Что это, если не подходящий случаю цак?

 
Форум » Планета Плюк » Планета Плюк - основной форум » Психологический разбор фильма
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz